В Петербурге подведены первые итоги эксперимента по работе общественного транспорта без кондукторов. Пока «Пассажиравтотранс» фиксирует падение выручки на 30%, в «Горэлектротрансе» говорят о выравнивании показателей с прошлогодними. Однако успешный опыт перевозок на троллейбусах в СПб ГКУ «Организатор перевозок» связывают лишь с увеличением числа контролеров на маршрутах. В продолжение эксперимента на маршрут ГЭТа закрепят постоянные бригады контролеров. ПАТ перенесет эксперимент на короткие маршруты.

Автобус 26.07

Количество контролеров на петербургских троллейбусах маршрута №8 будет увеличено, сообщили «Фонтанке» в пресс-службе СПб ГКУ «Организатор перевозок». Усиление контроля связано со снижением выручки на маршруте после установки автономных касс-автоматов по продаже билетов. Аппараты установили на троллейбусах маршрута в рамках проведения эксперимента по оплате проезда без кондуктора. Теперь пассажиры могут оплатить проезд как наличными – через билетный терминал, так и при помощи валидаторов, к которым пассажир обязан при входе приложить карту. Изначально в салонах десяти троллейбусов 8 маршрута «Горэлектротранс» установил по одному аппарату по продаже разовых билетов. Новые терминалы расположены напротив центральной двери. Они принимают монеты номиналом от 1 до 10 рублей. Функция предоставления сдачи в них не предусмотрена, зато пассажир может отменить операцию.

Правительство Петербурга уже несколько лет пытается полностью отказаться от кондукторов на муниципальном общественном  транспорте. Для установки аппаратов системы электронного контроля оплаты проездов (СЭКОП), или «стационарных валидаторов», на автобусы из городской казны выделено 135 млн рублей. На оснащение троллейбусов ГУП «Горэлектротранс» потратило 73 млн рублей. После этого у кондукторов осталась лишь функция по сбору наличных денег. Кроме того, кондуктор может попросить пассажира приложить карточку к валидатору для проверки факта оплаты проезда.

В обслуживающем 8 маршрут ГУП «Горэлектротранс» «Фонтанке» рассказали, что в первый месяц проведения эксперимента (стартовал 1 апреля 2014 года) изменение выручки было незначительным: в салоне троллейбуса работал кондуктор, объяснявший, как пользоваться новой системой оплаты. Средняя выручка упала на 4%, но на выходных зафиксировано увеличение в пределах 20% по сравнению с будними днями. В «Горэлектротрансе» это связывают с тем, что в субботу и воскресенье пассажиры заранее планируют поездки и запасаются монетами нужного номинала для покупки билетов. Увеличивается в выходные и поток туристов.

«Количество пассажиров в салоне и собираемость платы за проезд взаимосвязаны только в часы очень плотного пассажиропотока. В утренний и вечерний часы пик есть сложность в подходе к автомату по продаже билетов, потому что он находится на средней площадке троллейбуса», – объясняют в пресс-службе унитарного предприятия. Для облегчения доступа пассажиров к аппаратам в часы пик решено установить на задних площадках троллейбусов еще один терминал.

Совсем без кондукторов троллейбусы начали работать с 12 мая. К концу июня средний уровень выручки постепенно сравнялся с показателем прошлого года. В ГУП отмечают, что выручка растет в среднем на 10% по отношению к показателям за все время эксперимента. В «Горэлектротрансе» уверены, что итоги эксперимента подводить преждевременно, но динамику эксперимента оценивают положительно.

Однако в СПб ГКУ «Организатор перевозок» утверждают, что выручка начала расти только после увеличения числа контролеров-ревизоров: пассажиры чаще стали оплачивать проезд и приобретать билеты в терминале. «Если раньше контролеры не были закреплены за конкретными рейсами, теперь на троллейбусы маршрута №8 ежедневно выходят от двух до четырех бригад по 2-3 человека в каждой», – рассказали «Фонтанке» в пресс-службе ГКУ. При обнаружении «безбилетника» контролер составляет административный протокол, который влечет за собой штраф в размере 500 рублей. В течение последних полутора месяцев при ежедневном пассажиропотоке, превышающем 6 000 человек, доля безбилетных проездов держится на уровне 9-11%.

Ранее в ГУП «Пассажиравтотранс», проводящем аналогичный эксперимент в автобусах, заявили, что выручка в отсутствие кондуктора упала на 30%. Эксперимент проводился на автобусах маршрута №40 «Коломяги, автобусный парк № 2 – пр. Культуры» в течение апреля-июня. В ГУП решили продолжить эксперимент, но на менее протяженном маршруте, подвозящем пассажиров из отдаленных районов к метро.

Источник: Фонтанка.ру